Черное Море, доступное нам при СССР сейчас поделено многими странами, в том числе и непризнанными. Из доступных мест, на которые можно легко попасть - это побережье России, Крым , Украина.В Абхазию довольно легко и не далеко, но дальше, не нарушая пограничные правила, проехать нельзя (практически можно, но могут возникнуть проблемы с Грузинскими властями). Посмотреть все равно хотелось, собрались и поехали через Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Но с самого начала. Перечитав кучу отчетов о поездках через эти регионы сделали вывод, что проехать без проблем можно. Поискав путеводители по Грузии выяснили, что их на русском языке всего два, один тоненький и практически бесполезный, второй показался более правильный да и издание не очень старое, им и решили воспользоваться (потом на месте выяснилось, это руководство для Сусанина, я мечтал автора самого отправить с его книгой на поиски несуществующих деревень, водопадов и тд.). Просчитали время в пути: 1 день до Ростова, второй день минимум граница с Грузией или сама Грузия. Сели и поехали. 26 апреля трасса М4 Дон, трасса и трасса, Воронеж объездная пробка сразу на въезде, через две сплошные и в город. Рация, дальнобойщики, 25 минут и город пройден. Каменск-Шахтинский очередные фото у Байк отеля.
Ночевка под Ростовом и дальше в путь. Станица Павловская, трасса уходит на Краснодар, а нам прямо. Дорога сразу две полосы, но вполне нормальная 70 км и опять хорошая двухрядная. Ставрополье все уже цветет, даже местами уже ячмень заколосился, желтые поля цветущего рапса и парфюм от него на несколько километров. Интерес ГБДД к машине отсутствовал полностью, что радовало. Минводы, Пятигорск, Нальчик дороги очень хорошие, местные жители правила соблюдают, с газом и бензином проблем нет и цены меньше чем в среднем по трассе, да бензин с газом очень хорошего качества. Вечером подъехали к Владикавказу, единственный раз остановили на посту и зарегистрировали машину, заправились полностью топливом (100 газа и 90 бензина), решили переночевать возле границы и с утра перебраться на Грузинскую сторону.
Утром в 7 часов мы на таможенном посту в Верхнем Ларсе. Минут двадцать наша таможня, легкий досмотр, еще 5 минут Грузинская таможня, без лишних вопросов, штамп в паспорте и мы в Грузии. Старая Военно-грузинская дорога идет по ущелью, полотно местами сильно изношено и давно не ремонтировалось. Впереди горы еще покрытые снегом и сам перевал. Очень красиво. Дорога на перевале местами отсутствует вообще или в виде грунтовки, которую выравнивают каждую весну. Туннели тоже с ямами в пол моего 33 колеса, но все вполне проезжее. На такой высоте машина на газу ехать в горку особого желания не испытывала, пришлось перейти на бензин. Подъем на высоту 2380 метров и спуск несколько километров.
Первые деревни и первые достопримечательности. За бортом 28 градусов, солнце. По мере спуска зелени кругом больше и больше. Первым местом было запланировано посещение Алазанской долины. С дороги идущей в Тбилиси свернули налево, на Тианети и Ахмету. На карте дорога обозначена как дорога с асфальтовым покрытием, не верьте, асфальта там нет. Серпантин щебенка и отсутствие указателей (если и встречались, то на Грузинском языке). Из карт, которые были доступны, лучше всего наши карты генштаба. Заход в магазин: 3 литра Киндзмараули, боржоми и килограмм баранины, все, вечер на реке Алазани спокойный и расслабляющий..
На утро по плану поездка по «винному маршруту» в Телави, Цинандали, Вазисубани, Мукузани, Кварели. Посещение винных заводов, дегустация. Вино в магазинах при заводах стоит от 10 до 30 лари за бутылку (200 -600 рублей), заводы в общем не большие и как мы выяснили, производят примерно по 500000-600000 бутылок вина в хороший сезон. Я теперь точно знаю, что в Москве купить настоящего Киндзмараули или Хванчкары просто невозможно, ЕГО ПРОСТО СТОЛЬКО НЕ ПРОИЗВОДЯТ! По дороге посетили очень красивый парк. Второй вечер опять на Алазани. В долине уже поспела клубника (настоящая , не из парника) 2 кг были успешно съедены, допито вино и произведена корректировка маршрута с учетом более внимательного изучения карт генштаба..
Утро по холодку едем в Тбилиси. По дороге заехали в Ахталу с целью намазаться грязью (лечебной), но не удолось лечебница на реконструкции. Пришлось взять грязь с собой ( ох эти женщины!!). Правила дорожного движения в Грузии -это отдельная тема. Правила есть, но только не на дороге. Первые два дня был в шоке, потом притерся и принял их систему управления автомобилями: сигнал перед каждым маневром, чем больше машина, тем она главнее на дороге, спасение пешеходов дело рук самих пешеходов, в общем ездить можно. Отары овец, навьюченные ослы и тупо лежащие на дороге коровы уже воспринимались как должное.
Тбилиси- город как город с непонятными для меня архитектурными новинками, пробками и плотным движением, впрочем приехали не по городу лазить , устали у себя от городской суеты, город покинули быстро. Курс на Гори. От аэропорта до Гори построен автобан бетонный, американский, дорога заняла не много времени. В Гори в центре города на горе стоит крепость довольно большая в полуразрушенном состоянии. Вид с крепости на город впечатляет . Под крепостью несколько больших скульптур, происхождение которых выяснить не удалось. Вообще в Грузии молодое поколение не говорит на русском языке, как в принципе и на английском нормально тоже, взрослое поколение русский еще не забыло и общается с удовольствием. Отношение к русским очень доброжелательное .
Следующий город, в который мы завернули -это Кутаиси. Центр, суматоха, наш путь к монастырю, крутой подъем пешком, красивый вид на город. Церковь почти вся новодел, восстановлена вполне прилично. Внутри нет привычной росписи, шла служба, было много народа. Выбрались из города и курс на море. 110 км и Поти, температура понизилась и чувствовалась близость моря. По дороге встретились с двумя байкерами, которые путешествовали по Грузии и хотели заехать в Армению, разговорились и решили встать на дневку на берегу моря вместе. Вечером нас накрыл густой туман, все сразу стало влажным даже мокрым, но местное пиво и вино и горячая еда не дали уснуть довольно долго. Утром следующего дня опять солнце и жара. Максим совершил бросок на моте в ближайший магазин. День валялись, отдыхали, делились впечатлениями и день прошел незаметно. Вечером все повторилось с туманом.
Вот опять утро, солнце, сборы и вдоль моря в сторону Турции. Кабулети , Батуми и парковка в отеле. Фотоаппарат в руки и в город. Батуми красивый город с прекрасным парком который переходит в пляжи. На берегу стоят два высоких здания и это место чем-то напоминает арабские эмираты. Зашли поужинать в ресторан, вкусная еда, хорошее пиво и отличное настроение. В Грузии прекрасная кухня, много вкусных блюд, варят два своих основных вида пива (говорят по немецкой лицензии), очень вкусное. Очень понравился Грузинский лимонад, такой старый советский дюшес, тархун, ванильный. Порции очень большие и очень разумные цены. Счета на двоих больше чем на 30 лари (600 руб.) не было, при этом это салатик типа греческий, шашлык 700 грамм, курица в специфическом соусе 700 грамм, 3 литра пива и два лимонада и такой уровень цен примерно в любом кафе. С питанием проблем нет никаких. Есть прямой смысл ехать на море отдыхать в Грузию в Кабулети или Батуми. До сочи, а там на комету (100$) и в Батуми. Отель нам обошелся в 40 лари за сутки, это номер с душем с большой кроватью, холодильником и телевизором. Отель имеет свой пляж, правда с галькой, но очень чистый.
До границы с Турцией три километра. Вот и она. Обмен денег (рубли на лиры) для покупки страховки 75 лир (1500 руб), 10 минут, штамп в паспорте и Турция перед тобой. Северная Турция на черноморском побережье это не Анталия. Сразу хорошая дорога, море и ни одного пляжа, съезда к морю на протяжении 300 км. и полное отсутствие красивых загорелых тел, только плащи и косынки, Ислам в общем. Узкая береговая линия, добротные дома вдоль дороги. Наша цель доехать до Трабзона и погулять по нему, ехать всего 200 км. Трабзон, город часто посещаемый нашими бизнесменами с рынка. Торговые улочки полны народа, который движется во всех направлениях. Одновременно на улице можно купить и золотой браслет и веник с унитазом. Цены разные. Заводская Турция довольно дорого, а то что шьют прямо тут же, стоит копейки. Спортивный костюм типа Адидас примерно 300-400 рублей, джинсы Levis 400 рублей, чуть выше на одну улицу в фирменном магазине LEVIS джинсы как везде в мире 3000-5000 рублей. Кафешка 700 рублей на наши деньги, скажу, что вкусно- нет, не скажу, после Грузии грустно. Вечереет, собираемся встать на ночевку, встать негде!!! Просто негде. Свернули на трассе к дальнобойщикам на стоянку, выбора не было. Утро, обратная дорога с заездами в попутные города. Перед границей примерно за три км. рынок оптовый для Грузии. Много всякого текстиля и торгуют за Грузинские лари.
Обратная таможня, еще два штампа в паспорте и опять Грузия, сразу повеселело. Путь в Боржоми. Источник с холодной газировкой, естественно очередь из туристов и местных жителей, боржоми есть боржоми, старый забытый вкус. Набрали несколько бутылок и канистру. За источником красивый парк с аттракционами. В парке есть еще источник с горячим Боржоми, если бы болело горло, то обязательно полечился. Пройдя выше парка через лес, попадаешь к термальному серному источнику с бассейном. Вода в бассейне проточная и теплая, примерно градусов 30-35. Заплыв на 30 минут и сил сразу прибавилось. Вечером стоянка на берегу реки, красиво и спокойно. Река, впрочем, как и все горные реки в этот период полноводна с быстрым течением. Рыбу половить так и не удалось..
Время отведённое на отпуск подходило к концу, еще осталось посетить по плану пещерный город Вардзия. Пещерный город, построенный, в основном, в XII веке. Билеты 3 лари, ходить можно долго. Много помещений, есть действующая церковь. Город посещают много туристов из Европы. Советую посмотреть обязательно.
Еще одно посещение достопримечательностей -это пещера выше Кутаиси в Цхалтубо. Цхалтубо раньше был курортом с радоновыми источниками, сейчас там запустение и только по остаткам бывшего парка можно судить как там было красиво. Сама пещера большая и красивая, много залов, хорошая подсветка, тихая музыка. Прогулка по пещере доставила огромное удовольствие. Билеты 10 лари. Как и большинство подобных мест в Грузии по понедельникам там выходной. Нам повезло мы присоединились к какой-то группе туристов, для которых сделали исключение. .
Вот и все. Заезд за сувенирами для друзей и путь в сторону границы. Всем кто поедет с востока к Тбилиси не рекомендую сворачивать на объездную вокруг города, дорога очень плохая и по времени выигрыша практически нет. Дорога обратно в гору к перевалу. На перевале снега стало меньше, потряслись. Таможня Грузии вопросов не задавала, на все 4 минуты, наша таможня 4 часа очереди, поверхностный осмотр машины, предупреждение о максимальном количестве ввозимого вина и обратный путь 1800 км. За это время проехали чуть больше 5000 км. Машина как обычно проблем не доставила , скушала 700 литров газа на 9500 руб. и 250 литров бензина 10000 руб. Жаль, что в Грузии нет пропана, я на него рассчитывал. Хотя посмотрели не все , что хотели, получили от поездки кучу положительных впечатлений, попили настоящего вина, насладились Грузинской кухней и получили представление о сегодняшней жизни в Грузии. Настало время думать о следующей поездке.