Назад Передняя печка | Оглавление | Вперед Передние рессоры |
Поездки на 6-летие «УАЗбуки» и 5-летие «Батонклуба» лишний раз подтвердили мысль: надо обустраивать машину для ночлега. Самый простой вариант - поставить одно- или двуспальную кровать в салон (один мой знакомый на 3741 так и сделал) и наслаждаться почти городским комфортом, благо размеры салона позволяют. А пассажиров, если их больше одного, куда девать? А багаж куда класть?
Решение подсмотрел у Палыча на его «Охотнике» - лежак на высоте примерно 60см от пола удлиняется вперед за счет складывания пассажирских кресел. Получается объемистый багажник (причем даже двухуровневый - на лежак тоже можно много чего навалить) и просторная лежанка, на которой поместятся три, а то и четыре человека.
Но просто повторить конструкцию я не мог - у меня своя специфика. Требуется иногда снимать все это великолепие, чтобы возить какие-то тривиальные грузы. То есть спальник должен быть разборным полностью. Тратиться на сиденья тоже не хотелось, тем более что в наличии было заднее сиденье от BMW 7 - достаточно комфортабельный, как и полагается BMW, диван. Задача усложнялась тем, что диван этот для складывания не предназначен и предстояло придумать, как его сложить. Тем не менее, решение я нашел.
Назвать ЭТО сиденьем не поворачивается язык. Немцы, что с них взять... Хотя диван довольно древний (1982 г/в) и даже чуток поеденный мышами :), комфорт он сохранил. Свести спинку и подушку как на BMW не удалось - так он не складывается, поэтому появился зазор.
Вариантов стыковки было придумано несколько, реализовано в металле методом проб и ошибок два из них; в итоге, после продолжительных раздумий остановился на повороте каркаса спинки вокруг оси. Положение оси выбрано так, чтобы в сложенном виде образовывалась более-менее горизонтальная плоскость. Высота каркаса в сложенном виде - 58,5см, отсюда и выбор общей высоты спальника.
Каркас спинки практически повторяет форму задней стороны спинки дивана. Сверху крепление спинки выполнено «как на BMW» - спинка надевается на крюки; снизу она закреплена тремя болтами М6. Сначала хотел поставить и подголовники тоже, но передумал.
В откинутом положении каркас спинки упирается в каркас лежака и дополнительно фиксируется штырем.
Материал - квадратная труба 25х2 и 15х1,5.
Каркас подушки тоже повторяет ее форму. Средний стык усилен наваркой трубы. Задние ножки прикручиваются четырьмя болтами М6 к каркасу лежака. Сама подушка ничем не закреплена и просто укладывается на место.
Как видно на фото, каркас лежака состоит из трех частей - два опорных каркаса и поперечины. Общая высота (без учета фанеры) - 58,5см. Опорные каркасы сделаны «в обход» арок задних колес и прикручены к штатным креплениям санитарных лавок, а сзади - к креплению ручек. Начав изготовление опорных каркасов «по месту» спереди, я был немало удивлен тем, что задние вертикальные стойки оказались на разном расстоянии от передних! Причем передние стойки находятся на равном расстоянии от перегородки, а разница составляла несколько сантиметров! Каркасы сварены из квадратной трубы 20х1,5, поперечины сделаны из квадратной трубы 25х2 и прикреплены болтами к опорным каркасам. «Хитрая» форма каркаса спереди обусловлена стыковкой с каркасом дивана.
Горизонтальное положение спинки обеспечивается упором специально приваренных обрезков труб 20х1,5 в первую поперечину лежака.
Покрытие лежака сделано из 3-х листов фанеры 10мм 102х58см, скрепленных рояльными петлями. Размер лежака - 1,02х1,74м. На момент сварки обивка в нужных местах отсутствовала, поэтому под крепления я подложил кусочки оргалита.
Получились два комфортабельных пассажирских места или три - но среднее не столь комфортно: диван в середине жестче. Спереди получилось очень много места для ног (изначально планировал установить диван гораздо ближе к перегородке, но обнаружил неудобство посадки-высадки и что некуда поставить обогреватель), что позволяет разместить газовый обогреватель и, в перспективе, столик или целую консоль.
В сложенном виде - сплошной спальник размером 1,65х1,52х0,65м (ДхШхВ). Человеку среднего роста можно устроиться вполне комфортно, а мне... а мне придется спать по диагонали :) Хотя есть идея сделать откидную из-за спинки секцию сантиметров 30-40 длиной...
Багажник размером 1,14х1,02х0,58м (550л без учета «карманов») с «карманами» по бокам внизу и, по необходимости, 1,75х1,02х0,65м (~1000л) вверху.
Конечно, при изготовлении конструкции было допущено немалое количество ошибок, которые пришлось исправлять вырезанием и ввариванием новых элементов, но с поставленной самим собой задачей я успешно справился :)
© KOP 2006
В процессе эксплуатации обнаружил необходимость устройства ножек еще и в середине каркаса подушки - от трех человек да по бездорожью середина изрядно прогнулась. Плюс к тому оторвался фиксатор спинки...
Практика показала, что на спальнике нормально спят 4 человека - тесно, но тепло :)
В качестве фиксатора спинки приварил отрезок полосы 40х4 с отверстием под штырь.
В процессе дальнейшей эксплуатации выяснилось, что каркас подушки никуда не прогнулся, и средние ножки были срезаны. А вот сама подушка без поддержки снизу начала разваливаться - пришлось приваривать полосы под подушку. Также пришлось переделать крепление первой поперечины лежака - от веса садившихся на сложенную спинку людей та начала отрываться...